Та, которая ведёт,

Знает: Небо нас зовёт.

Путь один – вперёд и вверх.

Назначает человек

Сам себе свою судьбу;

 

И вступает он в борьбу

С ветхой личностью в себе,

Побеждая в той борьбе

Иллюзорный мир земной,

Мир никчёмный и пустой.

Н.Д.Спирина

«Нью-Йорк, 1931 г.

«Из глубоких предсказаний древности пришло, что наступит на Земле время Светлое и доброе, и будет оно называться эпохой Матери Мира. Когда сама Владычица Мира поведет нашу планету к общему благу всего человечества. В эту эпоху будут процветать искусство и культура, прекратятся все войны и другие бедствия. Матерь Мира будет проявлять себя через женщин и детей, поэтому на женщину, как на ведущее начало, возлагается большая ответственность: поднимаясь самой, помогать мужчине становиться лучше и светлее. Великий русский художник Н.К. Рерих посвятил этому много своих работ.

«Краски: синяя — мысль, розовая — сердце. Настоящая мудрость — если прошла через сердце. Картина построена на принципе треугольников. Треугольник — древний символ духовного развития человека. Чем выше поднимается человек, тем шире раскрывается мир, познаваемое, Беспредельность пути»».

Гунта Рудзитис

«В картине «Ведущая», посвященной жене художника, на плане личной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны мы видим редчайшую гармонию взаимоотношений этой поистине уникальной супружеской пары, пронесенную ими по всему богатому и сложному жизненному пути, и роль Елены Ивановны, которая вела мужа на протяжении всего этого пути по горным вершинам духа. На уровне рассмотрения супружеской жизни вообще перед нами предстает образ идеальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Также эта картина должна рассматриваться как образ возрождения женщины, пробуждения к осознанию своей ведущей роли в жизни человечества в целом. Ведь именно женщина на протяжении всей истории человечества вдохновляла мужчину на великие дела. По мысли Рериха, это явление должно стать знамением нашего времени, а для этого необходимо духовное возвышение женщины и осознание ею своего предназначения матери, воспитательницы, хранительницы чистоты очага и водительницы на крутых путях восхождения. Эта картина и образ, и призыв, и «пророчество». Она неисчерпаема, как философское обобщение, как универсальный символ, как притча, которую можно прилагать к самым разным ситуациям, на самых разных уровнях, получая целый спектр толкований, связанных воедино основной идеей».

Н.Д. Попов

«И как апофеоз… духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам»46, – писал Рерих в своей книге «Держава Света». Мастер размещает своих героев – женщину и следующего за ней мужчину – в правом нижнем углу, по принципу одноугольной композиции китайских свитков. Остальное пространство заполняет встающая во всё небо Канченджанга. Земной мир остался позади, он скрыт плотной завесой облаков.

Персонажи картины написаны обобщенно, особенно женщина. Бесплотные формы, мягкие складки кремово-белой одежды – всё наводит на мысль, что художник изображает здесь не реального человека, а его духовную сущность. Облик мужчины более земной – и выражением лица, и своими движениями. Округлый абрис его спины повторен дугообразными очертаниями темно-вишневых камней. Мужчина – носитель материального начала, подверженного притяжению Земли. В сравнении с ним женская фигура кажется невесомой, изменчивой в своих формах, как волны тумана. Эти явные живописные ассоциации воплощают в полотне Рериха широко распространенную в китайском искусстве концепцию пейзажа – шань-шуй – воды-горы, в которой место вод в альпийских видах занимают облака. Не случайно Юрий Николаевич Рерих писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы»47.

Две стихии – земная горная твердь и зыбкая пелена тумана – олицетворяют в традиционном мировосприятии китайцев мужское и женское начала – ян и инь, а их взаимодействие – Единое. Эти две вселенские ипостаси, взаимно дополняя друг друга, творят миры и гармонию всего сущего. Своим рисунком художник также подчеркивает согласованные очертания персонажей, словно уравновешивая линии одного из них линиями другого и вписывая фигуры в круг – символ совершенства. Их цветовая противопоставленность находит разрешение в живописи дальнего плана. Там земное, вишневое, слилось с кремово-белым и стало розовым, радостным. Четкая оформленность камней и аморфность облаков преобразились в огненные всплески скал и снегов, сверкающих чистейшей белизной – символом духовного синтеза.

46.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 40.

47.Рерих Юрий. Листки воспоминаний // Держава Рериха. М.: Изобраз. искусство.1994. С. 326.

Источник: http://gallery.facets.ru/show.php?id=65&setSize=3