Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. Оно всегда
разное, новое, невиданное.
Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми
дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет
барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным,
точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается.
Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками
чайки…
Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми
облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми
зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в
оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту
потрясенных обрывов.
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно
всегда хранило в своих пространствах.
Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную
июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся
осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные
медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное
человеческому уму?
Валентина Катаев «Белеет парус одинокий»