Абсолютная Реальность описана традицией Натха-йоги как чистое, совершенное и абсолютное Существование (Сат), чистое, совершенное и абсолютное Сознание (Чит), и также как чистое, совершенное и абсолютное Блаженство (Ананда). Эта Окончательная Реальность и Абсолютная Истина часто упоминается натхами как Шива, или Пара-Самвит. Он – чистый и совершенный Сат-Чид-Ананда, Абсолютный Источник всех порядков существований, сознания и опытов во вселенной.

Абсолютная Реальность имеет как трансцендентный, так и динамический аспект. Это выражается в союзе Шива-Шакти, где Шива – это принцип сознания и покоя, Шакти – принцип энергии, активности и саморасширения. Шива есть единое вечное безграничное неизменное Бытие, он пребывает вне времени и пространства, а Шакти есть постоянно движущаяся и действующая сила, непрерывно проявляющаяся во времени и пространстве. Таким образом, йогическая школа считает, что Абсолютная Реальность – это Шива с бесконечной Шакти, пребывающей в Нем и неотличной от Него, – Трансцендентный Дух с Необыкновенной Силой для феноменального самопроявления. Йоги признают оба аспекта как истинные, в отличие от некоторых религиозно-философских школ, которые считают Шакти иллюзорной. Натхи утверждают, что видимое противоречие между Шивой и Шакти, единством и множеством, переменчивостью и постоянством, покоем и действием, чистым сознанием и осознанием различных состояний и процессов, в действительности не соответствует истине. Статичный и динамичный аспекты Реальности предстают как неделимое живое целое. Соответственно, йоги принимают Абсолютную Истину, реализованную на высших стадиях духовного опыта, как состояние двайта-адвайта-бибарджита, которое выше дуализма (двайта) и недуализма (адвайта) и любых иных «измов».

Постепенное развертывание Шакти. Образование космического тела Шивы, первоэлементов, индивидуальных тел и всего сущего.

Согласно одному из основных текстов традиции, «Сиддха-сиддханта-паддхати», развертывание (проявление) Шакти начинается с концепции единого Абсолюта, Шивы. В этот момент Шакти нисколько неотличима от Него, имеет характер Чистой Воли и носит название Ниджа-Шакти. Высший Дух представляет собой единое безымянное (анама) самосияющее (сва-пракаша, сваям-джьоти) чистое Бытие (Сат-Матра). В этом состоянии нет ничего, что может отличить Бытие от Небытия, поэтому нет ничего удивительного в том, что Целостная Реальность часто описывается как Шунья (пустота). Это состояние бытия вне времени представляет трансцендентную природу Абсолютного Духа и соответствует Маха-Пралайе.

Вслед за тем возникает очень тонкий импульс или стремление Чистой Воли Шивы активизировать Себя, проявить динамический характер. На этой стадии Шакти называется Пара-Шакти (Высшая Сила) и существует уже не «как Шива», а «в Шиве». То есть Шива начинает осознавать Себя как Обладателя этой бесконечной Шакти и переживает Ее как собственную динамическую природу.

На третьей стадии в Творящей Воле возникает внутреннее движение или вибрация (Спандана). Теперь Силу характеризует внутренняя деятельность, но не действительные изменения, и ее называют Апара-Шакти (Низшая Сила). Она полна воодушевления, стремясь раскрыть бесконечное богатство своей природы в разнообразных формах и пространственно-временных отношениях.

На четвертой стадии в этой неуловимо действующей Воле развивается сознание эго, или «Я» (Ахам). Данное самосознание Шакти называют Сукшма-Шакти (Тонкая Сила). До сих пор Шива был чистым Сверхличным Духом, но когда в Шакти развивается сознание эго, тогда Шива осознает Себя как Единую Всеобъемлющую Личность, обладающей бесконечной силой для того, чтобы проявиться в разнообразных формах существования.

На пятой стадии внутри самосознания духовной Личности Шивы Его Шакти распространяет Себя как отдельная Психическая Сила, характеризуемая процессами знания, чувства и желания. На данном этапе ее называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением к рождению мира множественности. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы (Пара-Пинда), идеально присутствует в Кундалини-Шакти.

Так великими Махайогами древности описаны процессы, приводящие к появлению космического тела Шивы. Следует отметить, что эти стадии не заключаются во временную последовательность, они постоянны и существуют вне времени.

Далее Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-временное космическое тело Шивы путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения. Данный процесс оказывается постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и пространства. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша (Великий Эфир), из Маха-Акаши развивается Маха-Вайю (Великий Воздух), а далее Маха-Теджас (Великий Огонь), Маха-Шалила (Великая Вода), Маха-Притхви (Великая Земля). Так Кундалини-Шакти порождает пять дополнительных Маха-Бхут, или Великих Элементов материального мира.

Каждый элемент имеет свои особые качества или свойства (пять основных), и вследствие всевозможных комбинаций элементов и их качеств мы можем наблюдать бесчисленные виды ограниченных изменчивых индивидуальных тел, развивающихся из космического тела Шивы и внутри него. Эти тела называют Вьясти-Пинда, они находятся на различных стадиях развития. Все они появляются и исчезают, живут и умирают, движутся и отдыхают, существуют и переходят в космическое тело, созданное Шакти. Во всех существах присутствуют проявления Шивы и его Шакти, их называют индивидуальными душами (джива-атма) – это сознательные самопроявления Шивы в индивидуальных психофизических телах, где они служат духовными центрами жизни, разума и силы.

Тождество индивидуального тела и космического тела Шивы

Замечательной особенностью философии и учения Горакшанатха является его утверждение, что не только индивидуальная душа должна рассматриваться как тождественная Высшему Духу, но также и индивидуальное тело – как тождественное космическому телу Духа.

В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакхнатх описывает высшее космическое тело Шивы как Пара-Пинду. «Пинда» часто переводится с санскрита как «тело» или «ядро, шар» – то, что имеет форму, хотя в тоже время, гладкая поверхность шара символизирует отсутствие формы. В другом тексте «Горакша-вачана-санграхе» Горакхнатх утверждает, что все пинда проявились из бинду (точки), возникшей в единстве Шивы и Шакти, и тождественны ей. Эта трансцендентная бинду заключает в себе как Ниргуна-Брахмана (непроявленный, безличный, лишенный каких-либо качеств Абсолют), так и Сагуна-Брахмана (Высший Абсолют, обладающий качествами, проявленный во всем многообразии). В каком-то смысле, эта вечная форма выше трансцендентной и имманентной реальности. Таким образом, живое существо служит промежуточной таттвой (сущностью) между материей и Высшем Духом, поэтому существо, воплощенное и способное осознавать абсолют в себе, по учению натхов, наиболее совершенно. Это есть базовый идеологический принцип, на основе которого строится вся садхана натхов и сиддхов, связанная с совершенным телом дивья-деха.

 

Источник: nathi.ru